Статьи и информационные материалы по системам менеджмента
Действительно ли исполнение гарантийных обязательств является деятельностью после поставки?
«Методы менеджмента качества», 2013, № 7
Загрузить (размер: 411.5 Кб, скачиваний: 2153)
Возникновение у производителя ответственности за выпущенную продукцию регулируется законодательством Российской Федерации. При этом, даже в случае отсутствия прямых заявлений о гарантиях, установление изготовителем срока хранения своей продукции в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. 469–477) фактически приравнивается к принятию на себя соответствующих гарантийных обязательств. В связи с этим практически во всех организациях, действующих в России и внедряющих у себя системы менеджмента качества (СМК) на основе стандарта ISO 9001:2008 [1], при анализе требований п. 7.5.1 (f) возникает вопрос: является ли деятельность по выполнению гарантийных обязательств деятельностью, осуществляемой после поставки (в оригинале стандарта — post-deliveryactivities)? В зависимости от ответа на него организация вправе или, наоборот, не вправе исключать эту деятельность из области применения своей СМК как деятельность после поставки.
С точки зрения автора, ключ к получению правильного ответа на заданный в заголовке статьи вопрос лежит в понимании того, какой смысл содержат применяемые в выражении «деятельность, осуществляемая после поставки» понятия «поставка» и «деятельность».
«ПОСТАВКА»
Термин «поставка» (delivery) в терминологическом стандарте ISO 9000:2005 [2] не определен. Он не входит также в число терминов, включенных в Руководство ISO по терминологии [3]. В англо-русских же словарях (например, в [4, 5]) термин delivery переводится практически везде одинаково: как поставка, доставка, предоставление, вручение, передача. В словаре русского языка [6] термин «поставка» также определяется как доставка, снабжение продукцией по специальному договору.
Поэтому под поставкой продукции обычно понимают действия по физическому перемещению (доставке) изготовленной продукции к месту, указанному потребителем, и/или передаче этой продукции юридически оформленным образом под ответственность потребителя или его доверенного лица. По завершении указанных операций поставка ОБЫЧНО считается осуществленной.
Однако, во-первых, так можно считать ТОЛЬКО при условии, что ВСЯ переданная продукция соответствует требованиям контракта на поставку.
Если же после завершения акта приема-передачи продукции потребитель в ходе осуществления у себя приемочного (входного) контроля выявит в ней дефекты и это будет официально подтверждено, вряд ли кто-то будет воспринимать необоснованным и нелогичным заявление потребителя о том, что поставка заказанной продукции поставщиком НЕ ОСУЩЕСТВЛЕНА, ибо он свои обязательства по контракту на изготовление и поставку продукции В ПОЛНОМ ОБЪЕМЕ и В ПОЛНОМ СООТВЕТСТВИИ с требованиями контракта еще НЕ ВЫПОЛНИЛ. В подобных обстоятельствах у потребителя есть все права требовать замены такой продукции или устранения в ней дефектов за счет поставщика.
И поставщик совершенно логично и обоснованно не может считать поставку осуществленной до тех пор, пока в ней (частично или полностью) будет присутствовать продукция, обоснованно квалифицированная как несоответствующая.
Во-вторых, если в возникновении дефекта виновен поставщик, ему потребуется дополнительное время для приведения дефектной продукции в соответствие с требованиями, указанными в контракте. А саму поставку он может считать завершенной только тогда, когда:
- он осуществит ДОПОСТАВКУ бездефектной продукции (напрямую, изготовив и передав дополнительно потребителю необходимый объем годной продукции, или косвенно — путем устранения выявленных дефектов на месте);
- у потребителя больше НЕТ никаких обоснованных претензий применительно ко ВСЕЙ полученной им продукции. По этой причине дата ОКОНЧАНИЯ поставки этой продукции может быть гораздо позже даты осуществления ее ПЕРВИЧНОЙ физической передачи потребителю или его доверенному лицу. И это принципиально важно для понятия смысла термина «поставка».
Вместе с тем, ВСЕ вышесказанное применимо и к случаю «срабатывания» права потребителя на гарантии.
Если после получения продукции потребитель по тем или иным обстоятельствам выявил в ней дефекты не сразу при ее приемке, а позже, но В ТЕЧЕНИЕ гарантийного периода (при этом неважно, дефекты были обнаружены при хранении или уже в ходе использования, но, разумеется, при соблюдении правил обращения с ней), поставщик обязан бесплатно устранить дефект или заменить дефектную продукцию бездефектной — точно ТАК ЖЕ, как если бы несоответствия были выявлены потребителем сразу при входном контроле. При этом поставщик ОБЯЗАН поступать так применительно ко ВСЕЙ выявленной потребителем продукции с дефектами в период действия гарантии, осуществляя в этих случаях, как и при первичной приемке, ДОПОСТАВКУ бездефектной продукции взамен выявленной дефектной.
Обобщая вышесказанное, можно сделать следующее заключение: если даже поставка продукции в обычном понимании этого термина ЗАВЕРШЕНА де-факто (т. е. продукция изготовлена, передана потребителю и принята им), то де-юре контрактное ПРАВО потребителя получить бездефектную продукцию (а именно ее он и заказывал) В ПРИНЦИПЕ прекращается ЛИШЬ ПОСЛЕ истечения сроков гарантии.
По этим причинам не только ЮРИДИЧЕСКИ, но и ФАКТИЧЕСКИ поставку продукции в полной мере отнести к ЗАВЕРШЕННОЙ можно только тогда, когда у потребителя исчезнут все законные основания предъявить какие-либо претензии к полученной продукции. А это, в общем случае, происходит лишь ПОСЛЕ истечения гарантийного срока. Таким образом, гарантийные обязательства ФАКТИЧЕСКИ УДЛИНЯЮТ контрактное «время поставки» на срок гарантий.
Выводы. В нашей стране в соответствии с Гражданским кодексом ДАТА ЗАВЕРШЕНИЯ поставки потребителю продукции, соответствующей его требованиям, в общем случае наступает не в момент ее ПОЛУЧЕНИЯ потребителем, а в момент ПРЕКРАЩЕНИЯ гарантийных обязательств поставщика. Это означает, что действия по обеспечению/выполнению гарантийных обязательств осуществляются поставщиком В ХОДЕ поставки, а не ПОСЛЕ ее завершения.
Другими словами, выполнение гарантийных обязательств НЕ ЯВЛЯЕТСЯ, как минимум, деятельностью ПОСЛЕ ПОСТАВКИ.
ТЕРМИН «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Если поставка осуществлена, т. е. полученная продукция в полном объеме соответствует требованиям, потребитель начинает ее использование. Может ли он при этом вновь обратиться к поставщику с какими-то просьбами, касающимися поставленной продукции?
Конечно. Ведь потребитель часто нуждается в «сопровождении» поставленной ему продукции по самому широкому кругу вопросов. Например, когда у него недостаточно собственных специалистов и соответствующих навыков для ее использования или когда такое «сопровождение» для него просто более выгодно экономически.
В подобную «потребность» может входить деятельность по монтажу полученной продукции, ее пуско-наладке, вводу в эксплуатацию, подготовке (при необходимости) эксплуатационного персонала, оптимизации эксплуатационных режимов, диагностированию состояния, планово-предупредительному обслуживанию, ремонту, устранению выявленных несоответствий, выводу из эксплуатации, демонтажу, утилизации и многое другое. Некоторые из этих примеров указаны в примечании к п. 7.2.1 стандарта ISO 9001:2008. Для нас же важно, что все эти действия:
1) ФАКТИЧЕСКИ могут осуществляться толь ко ПОСЛЕ поставки продукции;
2) сами по себе НИКАК не связаны с осуществленной поставкой, относятся к САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ этапам жизненного цикла продукции и по этой причине для их осуществления необходимо заключение дополнительного договора на выполнение данных работ ВНЕ положений контракта на поставку;
3) являются АКТИВНЫМИ в том смысле, что они:
- ЗАРАНЕЕ планируются;
- осуществляются по отношению к ЗАРАНЕЕ УСТАНОВЛЕННЫМ видам или единицам продукции;
- осуществляются по отношению к этим установленным видам или единицам продукции ОБЯЗАТЕЛЬНО.
По этой причине заключение поставщиком дополнительного договора с потребителем на любое «сопровождение» означает включение в область применения СМК ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ видов бизнес-деятельности. И тогда к КАЖДОМУ из них, например к монтажу, пуско-наладке, вводу в эксплуатацию, необходимо будет ОТДЕЛЬНО применять ВСЕ (кроме обоснованных исключений) требования разд. 7 «Создание продукции» стандарта ISO 9001, начиная с п. 7.1 и заканчивая п. 7.6. При этом в каждом из таких видов деятельности действует свой специфический институт «гарантий» или «срока хранения/годности».
Автор называет такие виды деятельности НАСТОЯЩИМИ (фактическими, истинными и т. п.) видами деятельности после поставки.
Если же вернуться к деятельности по обеспечению/выполнению гарантийных обязательств, то у ТАКОЙ деятельности ни одного из перечисленных выше признаков НЕТ. Так происходит потому, что деятельность по обеспечению гарантийных обязательств НЕ ЯВЛЯЕТСЯ самостоятельным видом бизнес-деятельности В ПРИНЦИПЕ.
Однако у нее есть другие особенности. Во-первых, эти действия являются РЕАКТИВНЫМИ, а во-вторых, — и это самое главное — данные действия являются в общем случае завершающим этапом ОБЩИХ действий по СОЗДАНИЮ заказанной продукции и ПОСТАВКЕ ее потребителю.
Это не означает, что к деятельности по обеспечению гарантий НЕ НАДО готовиться. Конечно же надо, но это совсем ДРУГОЕ планирование и ДРУГАЯ подготовка.
К деятельности по исполнению гарантийных обязательств тоже применимы требования разд. 7, но, в отличие от настоящих видов деятельности после поставки, эти требования применимы далеко НЕ ВО ВСЕМ объеме. Скажем даже больше: при реализации собственно ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по выполнению гарантийных обязательств из всего объема требований разд. 7 в общем случае к ним применимы ТОЛЬКО требования п. 7.5.1.
Причина состоит именно в том, что гарантийные обязательства ИЗНАЧАЛЬНО работают только ВНУТРИ (в рамках) ОБЪЕДИНЕННЫХ действий по СОЗДАНИЮ И ПОСТАВКЕ продукции, так как только СОВОКУПНОСТЬ действий по созданию и поставке продукции является содержанием любого контракта на поставку1. И поэтому на ЭТИ действия, как минимум, не распространяются требования п.п. 7.1–7.4 и 7.6, поскольку они УЖЕ выполнены при организации и осуществлении деятельности по СОЗДАНИЮ продукции.
А вот если бы контракт предусматривал, например, осуществление монтажа, требования всех этих пунктов к деятельности по осуществлению монтажа ДОЛЖНЫ были «отработать» в полном объеме.
Выводы. Действия по исполнению гарантийных обязательств НЕВОЗМОЖНО оторвать от действий по созданию продукции и ее поставке из-за того, что обеспечение гарантий находится ВНУТРИ этих действий, а не ЗА ИХ ПРЕДЕЛАМИ. Сам же характер деятельности по обеспечению гарантий:
1) принципиально НЕ СООТВЕТСТВУЕТ характеру всех других НАСТОЯЩИХ видов действий с продукцией, осуществляемых после ее поставки потребителю;
2) не позволяет относить эту деятельность к САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ виду бизнес-деятельности.
Другими словами, выполнение гарантийных обязательств НЕ ЯВЛЯЕТСЯ также и никакой самостоятельной и полномасштабной ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ после поставки, и тем более БИЗНЕС-ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ после поставки.
ИЗМЕНЕНИЯ В СТАНДАРТЕ ISO 9001
Теперь, понимая, какое содержание вкладывает автор в понятия «поставка» и «деятельность», нетрудно догадаться, что он и в целом НЕ ОТНОСИТ выполнение обязательств по гарантиям к деятельности после поставки. Именно таким было его мнение до 2008 г.
Случилось ли после этого что-то такое, что могло бы повлиять на приведенные выше аргументы?
Нет. Ничего против высказанных суждений автор нигде не услышал и продолжает настаивать, что выполнение гарантийных обязательств не должно относиться к деятельности, осуществляемой после поставки продукции. Произошло другое.
В 2008 г. вышел стандарт ISO 9001:2008, в котором деятельность по выполнению гарантийных обязательств относится к деятельности после поставки (см. примеч. к п. 7.2.1 [1]).
С точки зрения автора, это «разъяснение» не имело под собой никаких разумных оснований, поскольку:
- во-первых, внесло лишь сумятицу в трактовку СУТИ действий по выполнению гарантий;
- во-вторых, не имело для организаций НИКАКОЙ (если говорить по существу) практической значимости, поскольку НЕ ВЛЕКЛО за собой необходимости внесения каких-либо изменений в функционирование СМК, построенных по модели ПРЕДЫДУЩЕЙ редакции стандарта ISO 9001:2000.
И вот почему. Что касается первого обстоятельства, то автор, как и многие его коллеги, не видит никаких МЕТОДИЧЕСКИХ оснований для отнесения деятельности по исполнению гарантийных обязательств к деятельности после поставки, о чем уже было сказано. Уверен, что законодательство других стран в этом вопросе аналогично российскому, что вызывает еще большее недоумение по поводу причин, заставивших разработчиков стандарта ISO 9001:2008 отнести деятельность по исполнению гарантийных обязательств к деятельности после поставки.
Второе же замечание требует пояснений. Ранее, исходя из содержания стандарта ISO 9001:2000, автор утверждал (и продолжает настаивать), что деятельность по выполнению гарантийных обязательств по своему статусу является не деятельностью, осуществляемой после поставки, а деятельностью, сопровождающей поставку, или деятельностью, являющейся неотъемлемым компонентом любой поставки. И именно ПО ЭТОЙ ПРИЧИНЕ, руководствуясь требованиями стандарта ISO 9001:2000, деятельность по исполнению гарантийных обязательств:
- должна была осуществляться В УПРАВЛЯЕМЫХ УСЛОВИЯХ (как это требовалось в п. 7.5.1 данного стандарта по отношению к ПОСТАВКЕ продукции);
- НЕ МОГЛА быть исключена из области применения СМК.
После выхода стандарта ISO 9001:2008 деятельность по выполнению гарантийных обязательств разработчики стандарта ПРЕДПИСАЛИ считать деятельностью после поставки. И ПО ЭТОЙ ПРИЧИНЕ она:
- должна осуществляться В УПРАВЛЯЕМЫХ УСЛОВИЯХ (как это теперь требуется в п. 7.5.1 данного стандарта по отношению к деятельности ПОСЛЕ ПОСТАВКИ продукции);
- НЕ МОЖЕТ быть исключенной из области применения СМК.
Однако, как нетрудно заметить, в обоих случаях КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОДИНАКОВ: деятельность по выполнению гарантийных обязательств не может быть исключена из СМК и должна осуществляться в управляемых условиях. Так что и с этой, ЛОГИЧЕСКОЙ, точки зрения сделанное разъяснение в примечании к п. 7.2.1 стандарта ISO 9001:2008 НИЧЕГО нового в деятельность сертифицированных организаций не внесло. А вот двусмысленность породило.
НЕУТЕШИТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как менеджер и методист, автор считает, что деятельность, связанная с выполнением обязательств по гарантиям, НЕ ОТНОСИТСЯ к деятельности после поставки, о которой идет речь в п. 7.5.1 (f) стандарта ISO 9001:2008. И ПОЭТОМУ, если организация-поставщик не имеет никаких дополнительных контрактных обязательств по осуществлению НАСТОЯЩЕЙ деятельности после поставки, соответствующая часть требований п. 7.5.1 (f) стандарта ISO 9001:2008 из применения в СМК МОЖЕТ быть исключена.
Однако при оценке ситуации в ходе реального аудита, его, как аудитора, действующая редакция ISO 9001:2008 ЗАСТАВЛЯЕТ «наступить на горло собственной песне», поскольку:
- в Российской Федерации гарантийные обязательства по отношению к большинству производимой продукции ОЧЕВИДНЫМ образом возникают ВСЕГДА из-за действующего требования установления на нее срока годности, и поэтому
- В СООТВЕТСТВИИ с примечанием к п. 7.2.1 стандарта ISO 9001:2008, деятельность, связанная с обеспечением гарантийных обязательств, ЯВЛЯЕТСЯ деятельностью после поставки и ПОЭТОМУ, даже в случае отсутствия какой-либо НАСТОЯЩЕЙ деятельности после поставки, соответствующие требования п. 7.5.1 (f) из применения в СМК исключены быть НЕ МОГУТ. В противном случае автор-аудитор должен будет зафиксировать это как несоответствие требованиям п. 4.2.2 стандарта ISO 9001:2008.
Налицо противоречие между ФАКТИЧЕСКИМ состоянием дел и его ФОРМАЛЬНОЙ оценкой с точки зрения НОВОЙ редакции стандарта ISO 9001, вышедшей в 2008 г.
В этой ситуации остается только надеяться, что в СЛЕДУЮЩЕЙ редакции стандарта ISO 9001, ожидаемой в 2015 г., совершенно нелогичное и ничем не обоснованное включение деятельности по исполнению гарантийных обязательств в состав деятельности после поставки будет оценено правильно и мы больше не увидим ЭТОЙ деятельности среди примеров НАСТОЯЩИХ видов деятельности после поставки, приведенных в примеч. к п. 7.2.1.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. ISO 9001:2008/Cor.1:2009(Е). Quality management systems. Requirements (Системы менеджмента качества. Требования).
2. ISO 9000:2005. Quality management systems. Fundamentals and vocabulary (Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь).
3. Guidance on the Terminology used in ISO 9001 and ISO 9004. Document: ISO/TC 176/SC 1/N 339, ISO/TC 176/SC 2/N 526R2, 15 October 2008 (Руководство по терминологии, используемой в ИСО 9001 и ИСО 9004. Документ: ISO/TC 176/SC1/N 339, ISO/TC 176/SC 2/N 526R2, 15 октября 2008 г.).
4. Палей С.М., Адлер Ю.П., Загребельный В.Н. Англо-русский словарь по менеджменту качества и оценке соответствия. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2004.
5. Англо-русский словарь ABBYY Lingvo 12.
6. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Рус. яз., 1985.
Великим результатом знания является не само знание, а действие на его основе
Томас Генри Финдри